22.01.2017

Рекомендации парламентских слушаний «25-летие СНГ и инициативы российского председательствования»

6 декабря 2016 года состоялись парламентские слушания, приуроченные к 25-летию со дня образования Содружества Независимых Государств и предстоящему в 2017 году председательствованию РФ в этой организации

Мищеряков

Участие в Парламентских слушаниях принял исполнительный вице-президент, генеральный директор Международной Ассамблеи столиц и крупных городов СНГ (МАГ) Владимир Селиванов.

В слушаниях приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, международных интеграционных структур, ученые, эксперты, которые обсудили итоги деятельности организации и перспективы развития Содружества.

Заседание открыл первый заместитель Председателя Госдумы Иван Мельников (КПРФ). С докладами выступили председатель комитета ГД Леонид Калашников (КПРФ), директор Первого департамента стран СНГ МИД Михаил Евдокимов, руководители фракций Геннадий Зюганов (КПРФ), Владимир Жириновский (ЛДПР), Владимир Васильев (ЕР). В работе также приняли участие директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев, депутат Госдумы первого, второго и четвертого созывов, политик Сергей Бабурин, советник Президента Сергей Глазьев, специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, депутат ГД Геннадий Онищенко (ЕР), профессор МГИМО Андраник Мигранян, первый заместитель председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин (ЕР).

Работу Парламентских слушаний открыл Первый заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ Иван Мельников:

Открывая слушания, Первый заместитель Председателя Госдумы Иван Мельников напомнил, что в 2017 председательствовать в СНГ будет Россия.

«В год председательства России в СНГ Федеральное Собрание и другие государственные органы должны придать новый импульс интеграционным процессам на евразийском пространстве во всех его форматах», — сказал И.Мельников.

По словам председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Калашникова, образованная 25 лет назад структура изначально не соответствовала декларируемым намерениям — сохранению общего экономического пространства, вооруженных сил с единым командованием, единой координации внешнеполитической деятельности. «Сказалась позиция Украины как одного из учредителей СНГ. Ради того чтобы Украина подписала устав Содружества, в нем были существенно ослаблены интеграционные положения. Однако 22 января 1993 года в Минске устав подписывался без Украины», — напомнил парламентарий.

В 90-е годы, констатировал Л.Калашников, СНГ обеспечила цивилизованный развод бывших советских республик и способствовала сохранению свободной торговли, безвизового режима, разрешению или замораживанию конфликтов на постсоветском пространстве. Но экономические результаты этих процессов были негативны: ВВП стран СНГ в 90-е годы уменьшился на 40%, а его доля в мировом ВВП упала с десяти до трех процентов. Но без Содружества, уверен председатель Комитета, результаты были бы еще хуже.

В начале XXI века, продолжил Л.Калашников, среди стран СНГ четко проявились две тенденции: с одной стороны, стремление к глубокой интеграции, с другой — поиск новых приоритетов сотрудничества, что привело некоторые страны к цветным революциям. Россия в этот период стала проводить более прагматичную политику, представляя емкий, шестой по величине в мире рынок, энергоресурсы по внутренним ценам, миграционные преференции партнерам по глубокой интеграции.

В ходе дальнейшей дискуссии свои оценки событиям двадцатипятилетней давности и перспективам развития сотрудничества дали руководители трех фракций.

«Если собираемся проводить дальнейшую интеграцию, нужно быть честными, давая оценки и характеристики событиям 90-х годов и подкреплять действия единой ценовой политикой», — отметил Геннадий Зюганов (КПРФ).

Владимир Жириновский (ЛДПР), назвав Беловежские соглашения государственным преступлением, призвал извлечь уроки из недавней истории.

СНГ состоялась как эффективная региональная межгосударственная организация, пользующаяся авторитетом и влиянием на мировой арене, а предстоящее председательство в ней России — «хороший шанс и ресурс», — считает заместитель Председателя Госдумы Владимир Васильев, возглавляющий фракцию «Единая Россия».

Директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев, напротив, полагает, что СНГ — это скорее проблемы и неудачи, чем история успеха. «По-другому быть и не могло. Ведь СНГ никогда не являлось интеграционным образованием. Это было прикрытие дезинтеграции, — аргументировал эксперт. — Распад СССР предоставил национальным элитам возможность самореализации и такую неограниченную власть, от которой они не откажутся ни за какие экономические коврижки. Эти элиты позиционируют новое государство как отрицание общего прошлого.

Но работать в направлении интеграции все равно надо, уверен С.Михеев. «Содружество, — пояснил он, — при всех его проблемах очерчивает рамку общего пространства, которое когда-то существовало. Ведь не случайно эти территории и народы входили в состав некогда единой страны. Для этого существовало большое количество предпосылок и связей. Сегодня нужны проекты, которые могли бы заинтересовать лидеров стран СНГ и воспринимались бы как отвечающие их стратегическим интересам».

По оценке профессора МГИМО Андраника Миграняна, разноуровневые и разноскоростные интеграционные процессы, не так давно ставшие реальностью, теперь приостановились и «есть серьезное топтание на месте».

«Если какое-то движение и происходит, то во многом потому, что проект Евросоюза переживает глубочайший кризис, а американцы погрязли в своих войнах и не могут эффективно противодействовать», — полагает эксперт.

«Создается ощущение, что мы вновь, как это было в 1994 году, подошли к моменту выбора, — сказал первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин . — В рамках прежней, сырьевой модели развития нам не нужна никакая интеграция. Если же выбираем модель высокотехнологичных отраслей, нам просто необходимы смежники и кооперация».

По итогам парламентских слушаний выработаны рекомендации Правительству и ряду федеральных министерств и ведомств.




Вы можете оставить комментарий, анонимные комментарии будут удаляться.

comments powered by HyperComments