06.03.2020

Законопроект № 573725-7

«Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» (принят в первом чтении 29.05.19 с названием «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»).

Законопроектом предусматривается следующее:

  • должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ (далее — Уполномоченный) может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта РФ и является государственной должностью субъекта РФ;
  • порядок назначения (избрания) на должность Уполномоченного устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и (или) законом субъекта РФ с учетом требований настоящего ФЗ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
  • на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты; законом субъекта РФ минимальный возраст для кандидата на должность Уполномоченного может быть увеличен, но не более чем на 5 лет;
  • Уполномоченный назначается (избирается) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок, установленный конституцией (уставом) субъекта РФ, законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд;
  • до рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в РФ, а в случае если это предусмотрено законом субъекта РФ, проводит по ним консультации с иными органами государственной власти субъекта РФ и организациями;
  • определяются требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного (запрет на занятие предпринимательской и другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; недопустимость наличия гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; запрет на членство в политических партиях и др.);
  • конституцией (уставом) субъекта РФ Уполномоченному может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ;
  • определяется порядок подачи Уполномоченному и рассмотрения им жалоб, предложений или заявлений. При этом жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении;
  • предусматривается, что по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
    • направить соответствующему органу власти, организации или должностному лицу в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
    • обратиться в суд с административным иском в защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина (в т ч. неограниченного круга лиц);
    • обратиться в соответствующие компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;
    • обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;
  • предусматриваются гарантии деятельности Уполномоченного, в том числе: предоставление ему органами власти и должностными лицами по его запросам необходимой информации; право безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами органов власти и администрациями мест принудительного содержания; «свидетельский иммунитет» Уполномоченного по всем категориям дел;
  • общественные наблюдательные комиссии, сформированные в субъектах РФ, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
  • не позднее 3-х месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ, губернатору, а также Уполномоченному по правам человека в РФ, председателю верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, прокурору субъекта РФ и в иные органы, если это предусмотрено законом субъекта РФ;
  • в целях осуществления взаимодействия территориальных органов ФОИВов с Уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения;
  • для обеспечения деятельности Уполномоченного в соответствии с законом субъекта РФ может быть создан аппарат Уполномоченного. Обеспечение деятельности Уполномоченного и его аппарата будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ.

Справочно: в настоящее время основы правового статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ определяются статьей 161Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 06.04.2015 г. № 76-ФЗ).

Законопроект принят во втором чтении




Вы можете оставить комментарий, анонимные комментарии будут удаляться.

comments powered by HyperComments