24.01.2020

Законопроект № 885214-7

проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Законопроектом предлагается внести в Конституцию РФ изменения, предусматривающие следующее:

1) В Российской Федерации гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом;

2) В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом;

3) Определяются требования, которым должны отвечать лица, замещающие государственные должности РФ:

— Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (в настоящее время — гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет). Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства;

— Председателем Правительства РФ, Заместителем Председателя Правительства РФ, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти, руководителем федерального государственного органа может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

— высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
— членом СФ (сенатором Российской Федерации) может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

— для депутатов ГД, помимо действующих в настоящее время требований (гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах), вводятся требования о постоянном проживании в Российской Федерации, а также отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

— для судей, помимо действующих в настоящее время требований (гражданин РФ достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5-ти лет), вводятся требования о постоянном проживании в Российской Федерации, а также отсутствии гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

4) Предусматривается, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации;

5) Уточняется, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков (в настоящее время — более двух сроков подряд);

6) Уточняются отдельные полномочия Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы:

— Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента РФ, и освобождает Председателя Правительства РФ от должности (в настоящее время — Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ);

— Президент РФ утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. В случае если Председатель Правительства РФ освобожден Президентом РФ от должности, вновь назначенный Председатель Правительства РФ не представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

— Президент РФ назначает на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, и освобождает их от должности (в настоящее время — Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров). При этом Государственная Дума утверждает по представлению Председателя Правительства РФ кандидатуры его заместителей и федеральных министров, за исключением министров, назначаемых непосредственно Президентом РФ. Президент РФ не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой;

— Президент РФ назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

— Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ (в настоящее время — Совет Федерации назначает по представлению Президента РФ судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ);

— Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, а Совет Федерации решает вопрос о прекращении полномочий указанных судей или об отказе в этом;

— Президент РФ назначает на должность прокуроров субъектов РФ после консультаций с Советом Федерации (в настоящее время прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ);
— Президент РФ формирует Государственный Совет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета РФ определяется федеральным законом;

— если после отклонения Президентом РФ федерального закона этот закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, Президент РФ может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого федерального закона, и если Конституционный Суд РФ подтвердит его конституционность, Президент РФ подписывает федеральный закон в трехдневный срок, а если конституционность федерального закона не будет подтверждена, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания (аналогичные правила устанавливаются для принятых Федеральным Собранием РФ федеральных конституционных законов, которые направляются Президенту РФ для подписания (поскольку Президент РФ не вправе отклонять федеральные конституционные законы));

7) Уточняются положения о Конституционном Суде РФ:
— предусматривается, что Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации;
— количество судей Конституционного Суда РФ сокращается с 19 до 11 судей;

— Конституционный Суд РФ наделяется полномочиями:
в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешать вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ;

по запросу Президента РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверять конституционность законов субъектов РФ до их подписания высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

8) Предусматривается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» выносится на общероссийское голосование.

Законопроект принят в первом чтении




Вы можете оставить комментарий, анонимные комментарии будут удаляться.

comments powered by HyperComments